|
Приведенные ниже вопросы, помогут Вам выделить возможных одаренных учащихся в условиях повседневной школьной жизни |
|
Рекомендации по работе с одарёнными детьми |
· Изучайте индивидуальные особенности, особенности поведения одарённого ребёнка. · Вы должны преодолевать сложившееся бытовое представление о завышенной самооценке: не только разрушать такую самооценку, а в случаях отчаяния как раз внушать ребенку сознание его незаурядных возможностей. · Уважайте и обсуждайте любую его идею. Поверьте в то, что этому ребёнку порой дано понять и совершить то, что вам кажется непостижимым. · Подготавливаясь к занятиям с одаренными детьми, помните о необходимости серьёзной умственной нагрузке одарённого ребёнка. Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и к самому себе - обязательные составные части успешности уроков. · Подумайте о методике обучения. Одаренные ученики требуют принципиально иной подготовки, поскольку их отличает необычайное стремление к перепроверке, к "уяснению для себя", экспериментированию. · Центральной задачей педагога в работе с одаренным ребёнком является привитие вкуса к серьёзной творческой работе. Развивайте в себе чувство юмора. Но необходимо помнить, что одарённые дети очень самолюбивы, ранимы, с обостренной чувствительностью - и не очень удачная шутка может их надолго выбить из колеи. · Постарайтесь создать благоприятную атмосферу работы с детьми. Будьте доброжелательными, не критикуйте. Одаренные дети наиболее восприимчивы. · Стимулируйте ученика, хвалите, не бойтесь поставить оценку на балл выше, но не наоборот. · Экспериментируйте на уроке. Не бойтесь оказаться смешными и в то же время докажите, что вас нужно уважать, а не бояться. · Позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы. Если ребенок чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, учитель кое-чего достиг. После окончания школы, ученик может чего-то достичь, или просто стать хорошим человеком, и, следовательно, учитель свои обязанности выполнил. |
О работе с одарёнными детьми |
· Умей радоваться маленьким успехам своих учеников и сопереживать их неудачам. · Ты очень близкий человек для своего ученика. Постарайся, чтобы он был всегда открыт для тебя. Стань ему другом и наставником. · Не бойся признаться в своем незнании какого-нибудь вопроса. Будь вместе с ними в поиске. · Постарайся вселить в ученика веру в себя, в его успех. Тогда многие вершины для него станут преодолимыми. · Не требуй на уроке "идеальной дисциплины". Не будь авторитарным. Помни, урок – это частичка жизни ребенка. Он не должен быть скованным и зажатым. Формируй в нем личность открытую, увлеченную, раскованную, способную творить, всесторонне развитую · Стремись к тому, чтобы твои уроки не стали шаблонными, проведенными "по трафарету". Пусть на уроках свершаются открытия, рождаются истины, покоряются вершины, продолжаются поиски. · Каждая встреча с учителем для родителей должна стать полезной и результативной. Каждое собрание - вооружить их новыми знаниями из области педагогики, психологии, процесса обучения. · Входи в класс с улыбкой. При встрече загляни каждому в глаза, узнай его настроение и поддержи, если ему грустно. · Неси детям добрую энергию и всегда помни, что "ученик - это не сосуд, который необходимо наполнить, а факел, который надобно зажечь". · Помни, двойка очень вредна и для формирования характера. Найди возможным не увлекаться этой отметкой. Будь в поиске возможности найти путь преодоления постигшей неудачи. · Помни, каждый твой урок должен быть пусть маленьким, но шагом вперед, к узнаванию нового, неведомого. · Ученик всегда в обучении должен преодолевать трудность. Ибо только в трудности развиваются способности, необходимые для их преодоления. Умей определить "планку" трудности. Она не должна быть завышенной или заниженной. · Учи своих учеников трудиться. Не ищи легкого пути в обучении. Но помни, как важно поддержать, ободрить, быть рядом в трудной ситуации. Чувствуй, где необходимы твое плечо, твои знания, твой опыт. · Если из двух баллов думаешь, какой выбрать, - не сомневайся, поставь высший. Поверь в ребенка. Дай ему крылья. Дай ему надежду. · Не скрывай от детей своих добрых чувств, но помни: среди них никогда не должно быть особого места для "любимчиков". Постарайся в каждом ребенке увидеть предначертанное ему, открой его ему самому и развей в нем то скрытое, о чем он и не подозревает. Помни о том, что ребенку должно быть интересно на уроке. Только когда интересно, ребенок становится внимательным. · В общении с родителями своих учеников помни, что их дети - самое дорогое в жизни. Будь умен и тактичен. Находи нужные слова. Постарайся не обидеть и не унизить их достоинство. · Не бойся извиниться, если оказался неправ. Твой авторитет в глазах учеников только повысится. Будь терпелив и к их ошибкам. · Живи с детьми полной жизнью. Радуйся и огорчайся вместе с ними Увлекайся и удивляйся. Шути и наставляй. Учи быть нетерпеливыми ко лжи и насилию. Учи справедливости, упорству, правдивости. · Будь всегда выдержан, терпелив, уравновешен.
|
Памятка педагогам от психолога
Образовательный процесс для ученика представляет собой восприятие и усвоение предложенной информации. Все люди воспринимают мир с помощью трёх каналов: зрения, слуха и кинестетического канала. От того, насколько хорошо открыты те или иные каналы восприятия, зависит умение работать с информацией, мыслительные способности и успех всего обучения. Представители разных групп восприятия отличаются некоторыми чертами поведения, уровнем дисциплины, внимательности. Зная, каким способом ребенок познает мир, можно с удивительной точностью предположить или предсказать проблемы, с которыми он столкнется при обучении в школе. Знание типа восприятия учащегося часто помогает лучше убеждать и объяснять свою точку зрения, делать образовательный процесс не только более эффективным, но и более интересным, увлекательным как для учащегося, так и для педагога или родителя.
Рекомендации
• с визуалом, используя слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение; выделяя цветом различные пункты или аспекты содержания; записывая действия, используя схемы, таблицы и др.;
• с аудиалом, используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи (особенно головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия;
• с кинестетиком, используя жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов; помнить, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти; чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания; позволять им проигрывать в ролях части вашей информации.
• визуалу лучше покачать головой, погрозить пальцем;
• аудиалу - сказать шепотом "ш-ш-ш";
• кинестетику - положить руку на плечо, похлопать по нему.
При выполнении работы на уроке или дома рекомендуется:
• визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать и т.д.;
• аудиалу не делать замечания, когда он в процессе запоминания издает звуки, шевелит губами - так ему легче справиться с заданием;
• кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно; обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за мелом, журналом, писать на доске, дома - сходить в другую комнату и т.д.); запоминание материала у него легче происходит во время движения.
• визуал чаще всего остается в классе, спокойно «окунается» в свои зрительные образы. Если ему мешают, тогда выйдет в коридор, где будет наблюдать за другими или рассматривать информацию на стенах;
• аудиал используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь, особенно если на предыдущем уроке пришлось "держать рот на замке".
• кинестетику перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться.
• визуал - все перепишет с доски в дневник, предпочитает иметь нужную ему информацию, чем спрашивать у других;
• аудиал - переспросит у соседа по парте, что задано, со слуха запишет эту информацию себе в дневник или дома может "сесть на телефон" и узнать о том, что задано;
• кинестетик - долго роется в портфеле, достает учебники, находит нужные страницы и прямо в учебниках обводит номера нужных упражнений.
• Труднее всего приходится ученикам с кинестетическим типом обучения. Классные комнаты не рассчитаны на необходимый им объем физической активности и уровень шума. А оставаться в покое эти дети не могут просто физически. У них не хватает терпения сидеть за ручкой и бумагой, а это - основное времяпрепровождение в классе.
• Положение учеников аудиального типа несколько лучше, но и они не получают нужного им количества звуков, разве что в младших классах, где преподавание носит преимущественно аудиальный характер.
• Ученики визуального типа попадают в затруднительное положение в классах, где учитель - аудиал и большую часть материала подает вербально, рассчитывая на устное восприятие. Дети визуального типа чаще всего не могут развивать в себе навыки восприятия на слух, соответствующие принятым требованиям. И, как правило, не успевают на таких уроках, если только заблаговременно не воспользуются каким-либо видом шпаргалок, текстом упражнения и т.д.
Как не "сгореть" |
На грани между здоровьем и болезнью - выбери свой путь!!! Когда стрессы на работе становятся нормой жизни, может возникнуть синдром эмоционального выгорания (СЭВ). Проверьте, не страдаете ли вы этим синдромом, ответив на следующие вопросы: Ключ к тесту: если у вас больше 5 ответов «да» — у вас СЭВ. Какие качества, помогают избежать профессионального выгорания: Во-первых: • хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни); • высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях. Во-вторых: • опыт успешного преодоления профессионального стресса; • способность конструктивно меняться в напряженных условиях; • высокая мобильность; • открытость; • общительность; • самостоятельность; • стремление опираться на собственные силы.
Как избежать профессиональных заболеваний или хотя бы свести до минимума вредное воздействие самых разных видов труда? Рекомендации педагогическому коллективу по сохранению психологического здоровья
- если вы любите чай, то в случае стресс можно провести переход на травяные чаи, которые хорошо восстанавливают силы, снимают нервозность, успокаивают (мелиса, мята, душица и др. ); - добавка лимона в рацион, защищает организм от простудных заболеваний, снижает общую усталость, головную боль; - фруктовые напитки стабилизируют иммунную систему, укрепляют физическое и психологическое здоровье;
Исцеление душевных “ран”, благотворно влияет на детей, семью, на здоровье в целом. Желаем всем коллегам крепкого здоровья и творческих успехов!
ПАМЯТКА: ЧТО НУЖНО И ЧЕГО НЕ НУЖНО ДЕЛАТЬ ПРИ ВЫГОРАНИИ
Когда человек оказывается в тишине, его подсознание само включает механизмы саморегуляции и восстановления от эмоциональных перегрузок. Кроме этого, если вы замечаете первые признаки этой проблемы, нужно окружать себя бело-голубыми цветами. Это могут быть предметы интерьера, одежда, картины, цветы. Этот цвет тоже на подсознательном уровне помогает преодолеть эмоциональное выгорание». /Татьяна Дугельная, руководитель центра психологии «Лелека», магистр психологии. Помните слова великого Гиппократа: «Человек носит врача в себе». Надо только помогать ему в этой «работе». Будьте здоровы и счастливы! |
Приёмы антистрессовой защиты
• много пользы может принести пятиминутная прогулка на природе;
• постарайтесь переключить свои мысли на другой предмет;
• оглянитесь вокруг и внимательно осмотритесь;
• обращайте внимание на мельчайшие детали;
• мысленно, не торопясь, "переберите" все предметы один за другим в определенной последовательности. Говорите мысленно самому себе: "Коричневый письменный стол, зеленые занавески и т. п. "
• следует помнить, что истинной причиной стресса являются не люди, не разочарования, не ошибки, а то как вы к этому относитесь.
• если у вас слишком завышенные требования к себе – расслабьтесь, комплекс отличника еще никого не осчастливил.
• используйте принцип позитивности во всем с установками, типа:
· "не очень-то и хотелось", "главное в жизни не это, не стоит относиться к случившемуся, как к катастрофе";
· "нечего себя накручивать", "хватит драматизировать";
· кто волнуется раньше, чем положено, тот волнуется больше, чем положено.
• любая деятельность, особенно физический труд – в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода;
• стресс является очень сильным источником энергии. Разрядиться можно самым простым способом:
· наведите порядок дома или на рабочем месте;
· устройте прогулку или быструю ходьбу;
· пробегитесь;
· побейте мяч или подушку и т. п.
Любая творческая работа может исцелять от переживаний:
• рисуйте;
• танцуйте;
• пойте;
• лепите;
• шейте;
• конструируйте и т. п.
• очень вредно загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать!;
• учитесь показывать эмоции, "выплескивать" их без вреда для окружающих;
• эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического);
• умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя;
• изображайте эмоции:
· с помощью жестов, мимики, голоса;
· мните, рвите бумагу;
· кидайте предметы в мишень на стене;
· попытайтесь нарисовать свое чувство, потом раскрасьте его, сделайте смешным или порвите;
· поговорите с кем-нибудь, делая акцент на свои чувства ("Я расстроен…", "Меня это обидело..").
· напишите письмо человеку, который вас когда-то обидел, но по каким-то причинам вы не сказали ему о своих чувствах
· я опоздал на встречу, ЗАТО я могу познакомился с симпатичной девушкой;
· я полная, ЗАТО являюсь владелицей собственной фирмы;
· администрация не замечает моих успехов, ЗАТО меня ценят в коллективе.
Бороться стрессом не только можно, а необходимо. Надо только включать всю свою волю и решимость. Иначе вы будете не только плохо чувствовать себя психологически, но станете потенциальной мишенью для всех самых неприятных заболеваний.
Боритесь и стресс сдастся на милость победителю.
Учитесь управлять собой.
Во всем ищите добрые начала.
И, споря с трудною судьбой,
Умейте начинать сначала,
Споткнувшись, самому вставать,
В себе самом искать опору
При быстром продвиженье в гору
Друзей в пути не растерять…
Не злобствуйте, не исходите ядом,
Не радуйтесь чужой беде,
Ищите лишь добро везде,
Особенно упорно в тех, кто рядом.
Не умирайте, пока живы!
Поверьте, беды все уйдут:
Несчастья тоже устают,
И завтра будет день счастливый! /из «Заповеди психотерапевта»
Психолого-педагогические рекомендации классному руководителю |
Почти все признают, что воспитание требует терпения..., но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания./ Д.Ушинский Психолого-педагогические обязанности классного руководителя, а также любого человека, кто хотел бы заниматься воспитанием детей: - НИКОГДА НЕ КРИЧАТЬ НА ДЕТЕЙ. - ЛЮБИТЬ ДЕТЕЙ; - Уметь вести детей по тоненькой тропиночке успеха; - Стараться как можно больше хорошего знать о детях; - Уметь требовать любя и любить требуя; - Уметь смотреть, видеть и слушать и слышать; - Уметь любую работу делать вместе с учениками; - Уметь терпеть и ждать; - Уметь прощать; - Уметь каждому сказать только ему предназначенное доброе слово; - Уметь быть доброй, ласковой, внимательной со всеми детьми; - Уметь душой почувствовать, когда нужно прийти к ученику на помощь; - Уметь помочь так, чтобы твоя помощь не была рекламно-нарочитой; - Уметь быть заводилой и подниматься до уровня детских интересов и пристрастий; - Уметь найти общий язык с учителями, с родителями, если это нужно ребенку; - Уметь защищать детей от них самих и от тех опасностей, которые их подстерегают; - Никогда не использовать детскую откровенность во вред детям; - Искать и находить подход к каждому; - Никогда не забывать хвалить детей за дело; - Придумать множество самых разнообразных форм поощрения; - В беде и в радости быть рядом с детьми; - Быть интересным человеком, собеседником; - Дети должны знать, что вы читаете, что вы любите, что вам интересно; - Быть для них неожиданными в изречениях, одежде, поступках; - Никогда не жаловаться на детей; - Никогда не сравнивать детей; - Придумывать все с ними, а не за них; - Петь под их гитару; - У вас не должно быть любимчиков; - Учить детей доброте, ответственности, уважению себя и других; - Искать у каждого ребенка его главные достоинства и старайтесь развивать их. |
Рекомендации по оптимизации общения с детьми: |
· никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него с высоты своего авторитета; · прежде, чем ругать ребенка за неумение, попытайтесь понять причину его затруднений; · учитель вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей, станьте его союзником, а не противником или сторонним наблюдателем; · если у вас трудности общения с ребенком, если вы не понимаете друг друга, не спешите обвинять его в этом. Возможно, у вас разные типы функциональной организации мозга, а значит, вы по-разному мыслите, воспринимаете, чувствуете, то есть дело не только в ребенке, но и в вас. Он не плохой, а просто другой; · не забывайте: без взрослого, без человеческого общения полноценного развития ребенка не произойдет; · показывайте ребенку искреннюю заинтересованность в нем. Дети сразу чувствуют фальшь. При оказании помощи выбирайте доверительный стиль общения. |
Практические рекомендации учителям для успешного обучения детей