К итогам председательства Казахстана в ОБСЕ
|
22:48 |
ПОЛИТИКА
К итогам председательства Казахстана в ОБСЕ
День Президента, который отмечается в Казахстане впервые, позволяет обобщить, осмыслить самые различные стороны политики последних лет. Одним из наиболее актуальных достижений Казахстана, совершенных под руководством Президента Н.А. Назарбаева, является председательство в ОБСЕ и Астанинский саммит ОБСЕ в 2010 году. Эксперты многих стран отмечают важность того, что Казахстан, в качестве председателя ОБСЕ, выбрал наиболее мудрый и дальновидный формат сближения позиций между главными мировыми центрами силы. Астана предложила в качестве ключевых те темы, по которым достижение компромисса между Востоком и Западом возможно. Причем не только в долгосрочной перспективе, но в самом ближайшем будущем. Разумеется, при наличии доброй воли всех участников международного процесса. Президент Казахстана Н.А. Назарбаев абсолютно прав в том, что без TRUST и TRANSPARENCY – без доверия и открытости – невозможно решить ни одну международную проблему. Нурсултан Назарбаев справедливо подчёркивает, что «системные проблемы безопасности кроются в отсутствии взаимного доверия» между странами. Председательствуя в ОБСЕ в 2010 году, Казахстан выделил ряд конкретных проблем, решению которых и способствовал в своём новом качестве: – Выработка базовых принципов построения новой архитектуры европейской и евразийской безопасности. – Укрепление роли ОБСЕ в противодействии международному терроризму, наркотрафику и торговле людьми. – Активизация усилий Организации в решении затяжных конфликтов. – Поддержка процесса мирного урегулирования в Афганистане. – Локализация межэтнических конфликтов и содействие толерантности в сфере межнациональных отношений. – Выработка подходов к решению проблем миграции и интеграции в рамках мусульманского мира (примечательно, что в 2011 году Казахстан также председательствовал в Организации Исламская Конференция). – Решение вопросов экологии. – Обеспечение энергетической безопасности и надёжности энергоснабжения. – Способствование созданию транспортных коридоров между Азией и Европой. – Содействие реализации политического полноправия женщин. В мире, как считают многие специалисты, имеется необходимость принятия нового основополагающего документа ОБСЕ, аналогичного Хельсинкскому акту 1975 г. Этот действующий акт не смог предотвратить возникновения крупных межэтнических и межгосударственных столкновений в Европе. Войны на Балканах, конфликты вокруг самопровозглашённых государств указывают на крайнюю актуальность нового Договора о европейской, точнее о евразийской безопасности, который иногда называют «Хельсинки-2». Договор о евразийской безопасности может и должен стать эффективным дополнением к существующим и формирующимся компонентам системы безопасности не только Европы, но и Евразии в целом. В этом плане Казахстан в ходе своего председательства сделал важный акцент – европейскую безопасность без азиат- ской обеспечить невозможно. Понимание этого стало настоящим кредо Астаны вплоть до сегодняшнего дня. В исторической Астанинской декларации, принятой по итогам Саммита ОБСЕ, систематизированы и классифицированы новые риски, с которыми сталкивается международная безопасность. Это, прежде всего, угрозы международного терроризма и организованной преступности, распространения оружия массового уничтожения среди негосударственных субъектов. От того, как быстро и эффективно пойдёт по ним работа заинтересованных международных субъектов, будет зависеть европейская и мировая безопасность уже в скором будущем. В целом, председательство Казахстана стало шансом для стран-участниц ОБСЕ найти такие точки соприкосновения, которые позволят заложить основы общего евразийского пространства стабильности, благополучия и безопасности на обозримую историческую перспективу. В ходе откровенных обсуждений в период председательства Казахстана были тщательно исследованы проблемы в практике предупреждения конфликтов, управления кризисами, а также причины, препятствующие их эффективному разрешению. Казахстан всецело и в год своего председательства в ОБСЕ, и сегодня, два года спустя, продвигает предложение о создании механизма предотвращения локальных кризисов с широким спектром инструментов и каналов реагирования в контексте широкой общеевразийской безопасности. И это несомненный плюс казахстанской внешней политики, уверенно направляемой все эти годы Президентом Н.А. Назарбаевым.
Гани НУРТАЕВ.
|