Инклюзивное (от лат. Include – включаю), или включенное образование – термин используемый для описания процесса обучения детей с ОВЗ, ОВР и ООП в общеобразовательных школах.
В основу инклюзивного образования положена идеология, исключающая любую дискриминацию детейи которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
1. Дети с нарушением слуха
2. Дети с нарушением зрения
3. Дети с нарушением речи (дизартрия, афазия)
4. Дети с нарушением интеллекта (слабоумие)
5. Дети с ЗПР
6. Дети с НОДА (нарушением опорно-двигательного аппарата) (ДЦП, дисплазия, артроз)
7. Дети с нарушением эмоционально-волевой сферы (аутизм, синдром Дубовица)
8. Дети со сложным дефектом развития
Организация инклюзивного обучения
Проблемы, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса на начальном этапе инклюзии
«Смогу ли я это сделать?» Опыт внедрения инклюзивного образования показывает, что учителя и др. специалисты не сразу начинают соответствовать тем профессиональным ролям, которые требуются для данной формы обучения.
Они проходят несколько стадий: начиная с явного или латентного сопротивления, переходя к пассивному, а затем и активному принятию происходящего.
Совет в этом случае – просто делать свое дело, несмотря ни на что. Перемены пугают всех! Но в данном случае речь идет о правах человека, и идти навстречу переменам мы должны в любом случае!
Любая форма педагогического общения должна иметь четко определенные цели:
Коррекционно-развивающая - в классе есть ребенок с особыми образовательными потребностями и обычные дети, поэтому коррекционная задача должна четко ориентировать педагога на развитие способностей и возможностей всех детей и на исправление имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами
Учитель может по-разному подходить к решению данной проблемы:
Хотелось бы отметить моменты, на которые следует сделать акцент:
Чтобы правильно оценить ребенка:
Проблемы, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса на начальном этапе инклюзии
Проблемы, которые возникают у «обычных» детей и их родителей
Опасение родителей связано с тем, что присутствие в классе «особенных» детей может задерживать развитие их собственного ребенка. Однако, опыт показывает обратное. Успеваемость детей не падает, а часто их оценки оказываются даже выше в условиях инклюзивного образования, чем в обычном классе массовой школы. Имеются свидетельства, согласно которым школы, наиболее успешно обучающие детей с ограниченными возможностями, в то же время являются лучшими для всех остальных детей.