Может ли семья уберечь детей
от опасных моделей поведения?
Продолжительность: 60 минут
Цель: способствовать формированию ответственности родителей за здоровье своих детей.
Задачи:
Методы работы:
Необходимые материалы:
- флипчарт (+бумага и фломастеры для него) или обычная доска в классе;
- листы бумаги;
- ручки.
План занятий:
Цель: Введение в проблематику занятий, чтобы заинтересовать участников их темой.
Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас на сегодняшнем занятии. Наша школа стала участником пилотного проекта по изучению проблем потребления вредных веществ несовершеннолетними. Этот проект запущен в пяти странах Средней Азии в том числе и в Казахстане. Мы сотрудничаем с международными экспертами программы КОДАП МЕДИСА « Крепче семья - дальше от наркотиков!»
Это мероприятие мы проводим в преддверии очень долгожданного летнего отдыха, но статистика показывает, что именно в этот период, когда у детей много свободного времени , подростки , 14 – 16 летние дети, могут начать употреблять вредные вещества, не осознавая при этом их пагубного влияния на молодой организм.
Именно сегодня, мы будем говорить о роли семьи, гармоничных семейных отношений в формировании психологически здоровой личности. И попробуем ответиьна вопрос « Может ли семья уберечь детей от опасных моделей поведения и что для этого нужно?
а) Что такое семья? Поделитесь с нами какие ассоциации возникают у вас, когда вы думаете о семье? (Ответы родителей).
б) Вы часто слышите слово «правила». Правила – это ... Продолжите, пожалуйста.
(Ответы: правила – это закон, порядок, запрет, норма поведения, норма морали и т.д).
в) Для чего нужны человеку правила? (Ответы)
Вот и семья - это маленькое общество, кғоторое живет по своим определенным правилам, это необходимо для построения внутрисемейных гармоничных отношений.
- Одинаковы ли для всех членов семьи?
- Как выполняются правила в Вашей семье?
- В случае нарушений правил Вашими детьми какие следуют наказания?
- Как ваш ребенок понимает эти правила?
Детям, а в особенности подростком, необходимо установить границы – они должны следовать определенным правилам поведения. Эти правила являются указателем, как необходимо вести себя в жизни, что такое хорошо, а что такое плохо. «Пусть каждый уже с детства приучается иметь о вещах истинное мнение, которое с возрастом должно укрепляться, и пусть устремляется к тому, что правильно, и избегает того, что неправильно», - говорит Я.А.Коменский.
Родители – это первые «учителя» ребенка, которые стоят на страже этих правил и определяют границы и последствия, которые грозят за их нарушение.
„Как вы ведёте себя, когда ребенок нарушает установленные правила?”
- родители предлагают свои способы реакции в таких ситуациях. Учитель выслушивает их, после чего комментирует:
КОММЕНТАРИИ
Молодежь должна отдавать себе отчет в последствиях нарушений правил и знать, что в таких ситуациях они будут справедливо оценены. Должны быть сформулированы последствия за нарушение правил.
Чтобы они принесли эффекты, они должны быть:
- известными заранее
- суровыми, но не унизительными
- адекватными по отношению к «вине»
- немедленными (не растянутыми во времени, по возможности должны наступить сразу же после нарушения правил)
- поэтапными – должны нарастать по необходимости и в соответствии с тяжестью вины
Чего следует избегать при наказании:
- мести
- угроз
- желания застыдить виновного
- критиковать, проступок, а не личность
„Наказание приносит эффекты, когда наказывают те, которые любят, а не те, которые любят наказывать” (П. Каллуэй)
КОММЕНТАРИЙ
Важно помнить о том, что нужно быть внимательным к ребёнку, Замечать малейшие изменения в поведении и эмоциональном состоянии. Их причиной могут быть проблемы в семье и школе, несчастная любовь, эмоциональные конфликты, просто возрастные изменения и многие другие причины. Проблемам необходимо уделять надлежащее внимание, решать их. Порой следствием неразрешенных проблем может стать употребление вредных веществ.
Практическое упражнение: «Что может свидетельствовать о том, что мой ребенок злоупотребляет вредными веществами?» (20 минут)
Что такое вредные вещества?
Цель: дать родителям представление о «предостерегающих сигналах», свидетельствующих об употреблении человеком вредных веществ.
Подробное описание:
Учитель делит участников на три подгруппы*. Родители в каждой подгруппе совместно решают одну и ту же проблему, только по отношению к разным «психоактивным веществам». Каждая подгруппа выбирает своего представителя, который представит их предложения в общей дискуссии (лидера команды).
Родители обсуждают вопрос «Что может свидетельствовать о том, что ребенок
a) курит? (1 подгруппа)
б) употребляет алкоголь? (2 подгруппа)
в) употребляет другие вредные вещества?» (3 подгруппа)
Свои наблюдения каждая подгруппа записывает на листе бумаги (бумагу и ручки учитель раздает перед практическим упражнением).
По окончании времени, предусмотренного на данное упражнение, учитель просит каждую подгруппу представить результаты совместного обсуждения. Все остальные внимательно слушают презентации каждой подгруппы, а учитель записывает на доске «сигналы» по следующей схеме:
Психоактивное вещество |
Изменения в поведении |
Изменения внешнего вида |
Сигареты
|
|
|
Алкоголь
|
|
|
Вредные вещества |
|
|
В случае необходимости учитель дополняет предложения родителей и делает выводы (комментарий).
МАМА И ПАПА
Вы можете уберечь меня от наркотиков и алкоголя, если: Не будете сравнивать меня с другими: «Неужели не можешь быть таким, как другие дети?», - а станете говорить : «Ты имеешь право быть другим, непохожим!» |
Не будете диктовать, как мне себя чувствовать: «Нечего реветь. Ничего страшного не произошло», - А просто скажете: «мы понимаем тебя...» |
Не будете лишать надежды: «Из тебя не получится ничего хорошего. Полный нуль», - А станете оптимистичны в отношении меня: «Хочется верить, что ты чего – то достигнешь в жизни!» |
Не будете командовать мной: «Убери! Быстро!», - А разрешите покапризничать, разрешите делать что –то вместе с вами, даже если я еще маленький.
|
Перестанете оценивать меня: «Что так ходишь, как урод!», - А поможете мне думать о себе хорошо. |
Не станете обвинять меня: «Это из-за тебя у нас в жизни так много неудач ...», - А скажете: «Ты не виноват в том, что у взрослых проблемы в жизни» |
Не будете угрожать и пугать: «Еще раз так сделаешь – тогда получишь ...», - А скажете: «Мы поможем тебе справиться с трудностями» |
Не будете подкупать меня: «Если будешь слушаться, куплю конфетку!», - А подарите свою любовь просто так. |
Каждому из нас нужно такое место, где можно не притворяться, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть всей душой. Такое место – твоя семья, дом. |
Сегодня мы обсудили важные моменты в воспитании подростков и роли семьи в формировании психологически здоровой личности и подводя итоги мы можем точно сказать, что семья может уберечь ребёнка от опасных моделей поведения и сделать его счастливым.
А сейчас каждый выскажется по кругу «С чем я ухожу с занятия в трёх словах!»
Прощальное слово
Мы благодарны Вам, что вы нашли время и стали активными участниками сегодняшней дискуссии, мы надеемся на дальнейшее сотрудничество и вашу помощь в просветительской работе с классом, с родителями.
Раздаточный материал: