Дата введения 01.09.2010 г.
1.1 Государственный общеобязательный стандарт начального образования (далее – Стандарт) устанавливает ожидаемые результаты образования в виде знаний, умений, навыков, компетенций как целей краткосрочного характера; описывает требования к базовому содержанию начального образования, максимальному объему учебной нагрузки.
1.2 Настоящий стандарт предназначен для применения:
- организациями образования, реализующими общеобразовательные учебные программы начального образования, независимо от форм собственности организаций образования, типов и видов;
- высшими учебными заведениями, а также организациями образования, реализующими профессиональные программы послесреднего образования;
- научными и учебными заведениями, специалистами в области образования при подготовке общеобразовательных учебных программ, учебников и учебно-методических комплексов;
- институтами повышения квалификации и переподготовки работников системы образования при разработке программ повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров;
- уполномоченным и местными исполнительными органами в области образования при осуществлении финансирования организаций образования, реализующих общеобразовательные учебные программы начального образования.
1.3Настоящий стандарт распространяется на уполномоченный орган в области образования при лицензировании образовательной деятельности, аттестации организаций среднего образования, на организации среднего образования – при разработке и контроле выполнения рабочих учебных планов и общеобразовательных учебных программ начального образования.
В настоящем стандарте использованы ссылки на Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан. Среднее образование. Основные положения (ГОСО РК 2.003-2008).
В настоящем стандарте применяются термины и определения в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об образовании» №319 от 27.07.2007 г., Государственным общеобязательным стандартом Республики Казахстан. Среднее образование. Основные положения (ГОСО РК 2.003-2008)
4.1 Настоящий стандарт определяет:
- цели начального образования;
- ожидаемые результаты начального образования;
- базовое содержание начального образования;- базисный учебный план и типовые учебные планы начального образования;
4.2 Организации начального образования всех типов и видов, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, несут ответственность за выполнение требований настоящего стандарта.
4.3 Родители (или лица их заменяющие) в случае неисполнения организацией образования требований настоящего стандарта имеют право для предъявления соответствующих претензий в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
5 Цели начального образования
5.3 Цель начального образования заключается в создании условий для осмысления учащимися окружающей действительности, осознания своей индивидуальности, для приобретения основных навыков учения, взаимодействия с окружающими людьми, для рефлексии своей учебной деятельности.
5.4 Цель начального образования является основой для определения ожидаемых результатов по каждой образовательной области, которые установлены путем интеграции ключевых и предметных компетенций, а также базового содержания образования.
5.5 К ключевым компетенциям относятся:
- информационная компетенция;
- коммуникативная компетенция;
- компетенция разрешения проблем;
Ключевые компетенции как способности междисциплинарного характера первоначально формируются и развиваются средствами учебных дисциплин соответственно назначению каждой образовательной области.
5.6 Предметные компетенции определяют смысл и назначения образовательных областей; рассматриваются результатами межпредметного характера; служат ориентиром в определении целей и задач учебных дисциплин.
5.7 Предметные компетенции являются деятельностями широкого спектра и описывают итоги достижения образовательных результатов по каждой образовательной области:
- имеет навыки общения на казахском языке как государственном языке, на русском языке как языке межнационального общения, на иностранном языке; умеет быть мотивированным к общению на родном языке; понимает ценностную значимость литературного наследия и пользуется им нужном контексте;
- владеет математической грамотностью в широком спектре, в том числе уметь пользоваться новыми информационными и коммуникационными технологиями;
- понимает научную картину мира через осмысление роли и места человека в природе;
- знает историческое прошлое своего народа, выражать личное отношение к системе общечеловеческих, социокультурных ценностей при выполнении социальных ролей в семье, сообществе и сотрудничестве с другими людьми;
- понимает и ценит культуру казахского народа, народов Казахстана и культурное многообразие мира;
- умеет быть мотивированным к самоопределению и профессиональному росту с целью повышения своей конкурентоспособности;
- умеет вести здоровый образ жизни для поддержания физического здоровья, умственной работоспособности и укрепления общей жизнедеятельности.
6.1 Ожидаемые результаты образования - это система краткосрочных целей образования, установленных для каждого цикла обучения, которые обозначены как уровни учебных достижений начального образования продолжительностью в 2 года.
6.2 В начальном образовании представлены два уровня учебных достижений обучающихся:
1-й уровень учебных достижений – включает 1 – 2 классы;
2-й уровень учебных достижений – включает 3 – 4 классы.
Конкретизация ожидаемых результатов в рамках образовательных областей будет представлена по циклам в образовательных программах учебных предметов.
6.3 Двухуровневая система ожидаемых результатов начального образования является критериями учебных достижений обучающихся.
6.4 Ожидаемые результаты отражают слияние ключевых и предметных компетенций в единое целое.
6.4.1 Обучающийся по окончании уровня начального образования в рамках образовательной области «Язык и литература» должен достигнуть следующие ожидаемые результаты:
6.4.2 Обучающийся по окончании уровня начального образования в рамках образовательной области «Математика и информатика» должен достигнуть следующие ожидаемые результаты:
- понимает и объясняет наблюдаемые явления в природе и обществе для познания окружающей действительности;
- применяет приобретенные знания о природе, человеке и обществе для решения задач в знакомых жизненных ситуациях;
- умеет использовать знания о природе, человеке и обществе для осуществления практической деятельности;
- знает способы использования понятий и терминов о природе, человеке и обществе для объяснения окружающей его действительности;
- понимает необходимость познания окружающей действительности для оценки ситуации и определения своего действия;
- применяет знания о природе, человеке и обществе для осуществления взаимодействия с окружающей средой;
6.4.4 Обучающийся по окончании уровня начального образования в рамках образовательной области «Искусство и технология» должен достигнуть следующие ожидаемые результаты:
6.4.5 Обучающийся по окончании уровня начального образования в рамках образовательной области «Физическая культура» должен достигнуть следующие ожидаемые результаты:
для поддерживания здоровья;
- знает элементарные способы использования оздоровительных упражнений для укрепления здоровья;
- понимает значимость физической культуры как средства овладения двигательными навыками для развития организма;
- пользуется первоначальными двигательными навыками для совместной работы в группе, команде;
- знает элементарные способы использования двигательных навыков для решения учебных и жизненных ситуаций;
- понимает необходимость выбора типов упражнений для элементарного анализа, оценки и решения любой ситуации;
- применяет первоначальные двигательные навыки для разрешения проблем в различных ситуациях.
- инициирования инновационной деятельности школ по насыщению учебного процесса, каждого мероприятия внеклассного и внешкольного характера нравственным смыслом и целенаправленной ориентацией на достижение очерченных целей и ожидаемых результатов;
-обеспечения непрерывного процесса развития учащегося, учителя и школы на основе отслеживания их реальных достижении и создания предпосылок для мотивации к успеху