Советы молодому педагогу
Обдумайте возможность предварительного знакомства со своим будущим классом (группой): просмотр личных дел учащихся, беседы с членами приёмной комиссии, знакомство с результатами вступительного тестирования, чтение характеристики с предыдущего места учёбы, беседа с родителями и т. д.
Как добиться эмоционального благополучия в группе? Перед входом в группу постарайтесь добиться ощущение бодрости в теле, мобилизовать себя. Начинайте действовать спокойно и уверенно.
Найдите удобное место и позу, меняйте своё положение, если оно Вас почему-либо не устраивает, пока не почувствуете себя хорошо.
Подумайте, не мешает ли Вам что-нибудь в Вашем теле. Руки = их некуда деть. Займите их чем-нибудь необходимым. Пройдите по аудитории, найдите удобный для Вас ритм движения.
Как сформировать у себя непрерывное устойчивое внимание, навыки перераспределения внимания, сосредоточенности в общении?
Чтобы внимание в первые минуты общения не рассеивалось, соберите его по «кругам внимания» (К.С.Станиславский):
- сосредоточьтесь сначала на одном учащемся (малый круг внимания);
- постепенно расширяйте до группы учащихся («средний круг»)
- теперь можно организовать «большой круг» внимания – видеть весь класс. Как только чувствуете, что внимание рассеивается, начните всё сначала. Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении. Ясно определите, что вы хотите от ребёнка, родителей (объясните им это), а также узнайте, что они думают по этому поводу.
Не подсказывайте решения, а показывайте пути к нему, разбирайте с учащимся его правильные и ложные шаги к цели. Не пропустите момент, когда достигнут первый успех. Сразу дайте положительную оценку поступка.
как выражать неудовольствие поступками детей?
каковы главные принципы и правила педагогического общения?
Основные принципы общения с ребёнком – безусловное принятие ребёнка: исходное положительное отношение к ребёнку, принятие его со всеми его особенностями, недостатками, промахами, бедами. Принимать ребёнка – значит проявлять к нему терпимость, стремиться понять его и помочь ему;
- проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом, «Уважать – душевно признавать достоинства человека» (В. Даль);
- осознание и признание права личности быть непохожей на других;
- предоставление права на свободу выбора;
- оценка не личности ребёнка, а его деятельности;
- Владение способностью чувствовать (эмпатия), понимать каждого ребёнка, смотреть на проблему его глазами, с его позиций;
- учитывать индивидуальные и личностные особенности ребёнка.
Из этих принципов вытекают основные правила педагогическ5ого общения:
- проявлять педагогический такт (в каждом конкретном случае применять метод, поддерживающий чувство достоинства ребёнка);
- уметь слушать;
- уметь по внешним признакам определить состояние ребёнка, мимкой, позой поддерживать высказывание собеседника; выслушивать с вниманием и уважением, не прерывать собеседника;
- уметь говорить: владеть культурой речи (лоступность, образность, логичность высказывания, лаконичность);
- управлять голосом (интонация, дикция);
- управлять мимикой, жестом;
- уменьшение речевой деятельности, ведение диалога, а не монолога;
- уметь управлять своим состоянием, чувствами; вытеснение отрицательных мыслей и желаний из сознания; установка на положительное восприятие собеседника; владение приемами длительного включения положительных эмоций, «Свечение» (В.И.Леви), излучение тепла, любви. доброжелательности.