1. Задает много вопросов? 2. Демонстрирует широкий диапазон развивающихся интересов? 3. Обладает массой разнообразных сведений? 4. Хочет знать, почему или как что-то происходит или стало таким? 5. Необычно сильно огорчается при несправедливости? 6. Проявляет озабоченность в связи с социальными или политическими проблемами? 7. Часто выдвигает лучшее объяснение, почему не надо делать то, что Вы хотите, чтобы он сделал? 8. Испытывает замешательство перед задачей механической отработки правописания, навыков математических действий, каллиграфии? 9. Критикует идеи других? 10. Проявляет признаки нетерпения и разочарования, если выполненная работа далека от "совершенства"? 11. Скучает и часто ничем не занимается? 12. Делает только часть задания и начинает работать в новом направлении? 13. Все еще занимается тем, что весь класс закончил делать? 14. Кажется непоседой, часто вскакивает со своего места? 15. Погружается в мечты? 16. Схватывает очень легко? 17. Любит решать загадки и проблемы? 18. Имеет свое мнение, как что-то следует сделать? 19. Много говорит? 20. Любит метафоры и абстрактные идеи? 21. Нравится обсуждать проблемы?
Памятка педагогам от психолога Образовательный процесс для ученика представляет собой восприятие и усвоение предложенной информации. Все люди воспринимают мир с помощью трёх каналов: зрения, слуха и кинестетического канала. От того, насколько хорошо открыты те или иные каналы восприятия, зависит умение работать с информацией, мыслительные способности и успех всего обучения. Представители разных групп восприятия отличаются некоторыми чертами поведения, уровнем дисциплины, внимательности. Зная, каким способом ребенок познает мир, можно с удивительной точностью предположить или предсказать проблемы, с которыми он столкнется при обучении в школе. Знание типа восприятия учащегося часто помогает лучше убеждать и объяснять свою точку зрения, делать образовательный процесс не только более эффективным, но и более интересным, увлекательным как для учащегося, так и для педагога или родителя.
Рекомендации 1. Объяснять материал, используя для этого все каналы восприятия: слух, зрение, осязание. В этом случае больше шансов, что ученик надолго усвоит необходимую информацию. 2. При индивидуальной работе важно чаще обращаться к ведущему каналу восприятия учащегося (показать визуалу, дать потрогать кинестетику, подробнее рассказать аудиалу). 3. Очень важно общаться с ребенком на "его языке": • с визуалом, используя слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение; выделяя цветом различные пункты или аспекты содержания; записывая действия, используя схемы, таблицы и др.; • с аудиалом, используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи (особенно головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия; • с кинестетиком, используя жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов; помнить, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти; чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания; позволять им проигрывать в ролях части вашей информации. 4. Замечание ребенку произведет нужный эффект, если так же будет сделано "на его языке": • визуалу лучше покачать головой, погрозить пальцем; • аудиалу - сказать шепотом "ш-ш-ш"; • кинестетику - положить руку на плечо, похлопать по нему. 5. Нужно индивидуально подходить к каждому ученику в учебной работе. Можно помочь детям избежать трудностей в обучении и ослабления их умственной деятельности, если помнить одно важное правило: то, что приемлемо для одного ученика, для другого может быть недоступным. При выполнении работы на уроке или дома рекомендуется: • визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать и т.д.; • аудиалу не делать замечания, когда он в процессе запоминания издает звуки, шевелит губами - так ему легче справиться с заданием; • кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно; обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за мелом, журналом, писать на доске, дома - сходить в другую комнату и т.д.); запоминание материала у него легче происходит во время движения. 6. Каждый ребенок инстинктивно выбирает подходящий ему способ восстановления сил: • визуал чаще всего остается в классе, спокойно «окунается» в свои зрительные образы. Если ему мешают, тогда выйдет в коридор, где будет наблюдать за другими или рассматривать информацию на стенах; • аудиал используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь, особенно если на предыдущем уроке пришлось "держать рот на замке". • кинестетику перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться. 7. К записи домашнего задания дети тоже подходят индивидуально: • визуал - все перепишет с доски в дневник, предпочитает иметь нужную ему информацию, чем спрашивать у других; • аудиал - переспросит у соседа по парте, что задано, со слуха запишет эту информацию себе в дневник или дома может "сесть на телефон" и узнать о том, что задано; • кинестетик - долго роется в портфеле, достает учебники, находит нужные страницы и прямо в учебниках обводит номера нужных упражнений. 8. Помните: • Труднее всего приходится ученикам с кинестетическим типом обучения. Классные комнаты не рассчитаны на необходимый им объем физической активности и уровень шума. А оставаться в покое эти дети не могут просто физически. У них не хватает терпения сидеть за ручкой и бумагой, а это - основное времяпрепровождение в классе. • Положение учеников аудиального типа несколько лучше, но и они не получают нужного им количества звуков, разве что в младших классах, где преподавание носит преимущественно аудиальный характер.
• Ученики визуального типа попадают в затруднительное положение в классах, где учитель - аудиал и большую часть материала подает вербально, рассчитывая на устное восприятие. Дети визуального типа чаще всего не могут развивать в себе навыки восприятия на слух, соответствующие принятым требованиям. И, как правило, не успевают на таких уроках, если только заблаговременно не воспользуются каким-либо видом шпаргалок, текстом упражнения и т.д. |
Как не "сгореть" |
На грани между здоровьем и болезнью - выбери свой путь!!! Когда стрессы на работе становятся нормой жизни, может возникнуть синдром эмоционального выгорания (СЭВ). Проверьте, не страдаете ли вы этим синдромом, ответив на следующие вопросы: 1. Даже после нормального отдыха вы чувствуете хроническую усталость? 2. Вы теряете интерес к тому, что было важным на работе, а затем и в жизни? 3. Трудно справляетесь с делами, которые раньше удавались? 4. У вас часто бывают перепады настроения от необоснованно возбужденного, раздражительного до отрешенно-спокойного, безразличного? 5. У вас отрицательные самооценка и отношение к работе? 6. Вас мучают головные боли и бессонница? 7. Вы часто испытываете боли в спине (здесь накапливаются стрессы) и в области грудной клетки (это зона контроля чувств и эмоций)? 8. У вас увеличивается вес, несмотря на нормальное питание и отсутствие переедания? (избыточный вес часто связан с отсутствием удовольствия от полученных результатов). 9. Вы испытываете болезненную тягу к еде, сигаретам и алкоголю? (все это — заменители радости и удовольствия). 10. Вы ощущаете себя одиноким и, вместе с тем, любое общение — в тягость? Ключ к тесту: если у вас больше 5 ответов «да» — у вас СЭВ. Какие качества, помогают избежать профессионального выгорания: Во-первых: • хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни); • высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях. Во-вторых: • опыт успешного преодоления профессионального стресса; • способность конструктивно меняться в напряженных условиях; • высокая мобильность; • открытость; • общительность; • самостоятельность; • стремление опираться на собственные силы.
Как избежать профессиональных заболеваний или хотя бы свести до минимума вредное воздействие самых разных видов труда? Рекомендации педагогическому коллективу по сохранению психологического здоровья 1. Умейте в работе находить больше позитива.
2. Знайте: не будет здоровья – все остальное будет мало нужным.
4. Старайтесь высыпаться, иначе недосыпание ведет к нервным срывам.
6. “Владеть собой среди толпы смятенной…”
7. Слушайте гармоничную музыку. Музыка успокаивает мысли, стабилизирует внутреннее состояние. (Попробуйте послушать пение птиц, шум леса, звуки природы…).
8. Помните: Досуг – это зеркало работы.
9. Почаще прислушивайтесь к своему внутреннему голосу. Он может подсказать вам, в каких мероприятиях не следует участвовать, чтобы предупредить стресс.
10. Время от времени вносите в вашу жизнь что – то новое: переставляйте мебель в квартире, на рабочем месте, изменяйте прическу, ходите на работу другим маршрутом. И тогда стресс будет “приставать” к вам реже.
11. Каждому педагогу приходиться испытывать нервное напряжение, попадать в стрессогенную обстановку, чувствовать внутреннее волнение и смятение. В таком случае, для того чтобы сохранить психологическое здоровье в нашем современном мире, разработаны эффективные практические способы: - если вы любите чай, то в случае стресс можно провести переход на травяные чаи, которые хорошо восстанавливают силы, снимают нервозность, успокаивают (мелиса, мята, душица и др. ); - добавка лимона в рацион, защищает организм от простудных заболеваний, снижает общую усталость, головную боль; - фруктовые напитки стабилизируют иммунную систему, укрепляют физическое и психологическое здоровье;
14. Практические психологи утверждают, что на 75% снижается нервное напряжение, если вы возьметесь за рисование, вязание, вышивание и т. д.;
15. Прогулка на свежем воздухе (30 – 40 минут) восстанавливает НС.
Исцеление душевных “ран”, благотворно влияет на детей, семью, на здоровье в целом. Желаем всем коллегам крепкого здоровья и творческих успехов!
ПАМЯТКА: ЧТО НУЖНО И ЧЕГО НЕ НУЖНО ДЕЛАТЬ ПРИ ВЫГОРАНИИ • НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами. • НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими. • НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь. • НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе. Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени. • Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений. • Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе. • Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно. • Разнообразьте свой досуг: посещайте выставки, театр. • Задвигайте стул в конце дня. Будьте профессионалом только на работе — не уносите рабочие переживания домой, чтобы они не «сжигали» ваше драгоценное личное время. Для этого поможет простой ритуал: закончив работу, задвиньте стул в стол, закройте дверь и скажите: «Все, я уже не… врач… педагог». И дальше будьте самим собой. P.S. «Синдром эмоционального выгорания действительно встречается сейчас часто. Очень эффективна борьба с ним — при помощи дней молчания. Можно проводить их раз в неделю. Для этого выберите выходной день, который вы проведете в полном молчании. Отключите все телефоны, ни с кем не разговаривайте. Когда человек оказывается в тишине, его подсознание само включает механизмы саморегуляции и восстановления от эмоциональных перегрузок. Кроме этого, если вы замечаете первые признаки этой проблемы, нужно окружать себя бело-голубыми цветами. Это могут быть предметы интерьера, одежда, картины, цветы. Этот цвет тоже на подсознательном уровне помогает преодолеть эмоциональное выгорание». /Татьяна Дугельная, руководитель центра психологии «Лелека», магистр психологии. Помните слова великого Гиппократа: «Человек носит врача в себе». Надо только помогать ему в этой «работе». Будьте здоровы и счастливы! |
Приёмы антистрессовой защиты
1. Отвлекайтесь:
• много пользы может принести пятиминутная прогулка на природе;
• постарайтесь переключить свои мысли на другой предмет;
• оглянитесь вокруг и внимательно осмотритесь;
• обращайте внимание на мельчайшие детали;
• мысленно, не торопясь, "переберите" все предметы один за другим в определенной последовательности. Говорите мысленно самому себе: "Коричневый письменный стол, зеленые занавески и т. п. "
2. Снижайте значимость событий:
• следует помнить, что истинной причиной стресса являются не люди, не разочарования, не ошибки, а то как вы к этому относитесь.
• если у вас слишком завышенные требования к себе – расслабьтесь, комплекс отличника еще никого не осчастливил.
• используйте принцип позитивности во всем с установками, типа:
· "не очень-то и хотелось", "главное в жизни не это, не стоит относиться к случившемуся, как к катастрофе";
· "нечего себя накручивать", "хватит драматизировать";
· кто волнуется раньше, чем положено, тот волнуется больше, чем положено.
3. Действуйте:
• любая деятельность, особенно физический труд – в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода;
• стресс является очень сильным источником энергии. Разрядиться можно самым простым способом:
· наведите порядок дома или на рабочем месте;
· устройте прогулку или быструю ходьбу;
· пробегитесь;
· побейте мяч или подушку и т. п.
4. Творите:
Любая творческая работа может исцелять от переживаний:
• рисуйте;
• танцуйте;
• пойте;
• лепите;
• шейте;
• конструируйте и т. п.
5. Выражайте эмоции:
• очень вредно загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать!;
• учитесь показывать эмоции, "выплескивать" их без вреда для окружающих;
• эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического);
• умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя;
• изображайте эмоции:
· с помощью жестов, мимики, голоса;
· мните, рвите бумагу;
· кидайте предметы в мишень на стене;
· попытайтесь нарисовать свое чувство, потом раскрасьте его, сделайте смешным или порвите;
· поговорите с кем-нибудь, делая акцент на свои чувства ("Я расстроен…", "Меня это обидело..").
· напишите письмо человеку, который вас когда-то обидел, но по каким-то причинам вы не сказали ему о своих чувствах
6. Рефрейминг ("рефрейминг" происходит от английского "фрейм" (рамка), буквально переводится как «смена рамки») - это взгляд на ситуацию с другой стороны, под другим углом зрения, смена точки зрения, изменение отношения к чему-либо, без изменения самой ситуации. Возьмите себе за правило всякий раз, когда происходит что-то негативное, минимум три раза проводить рефрейминг: •постарайтесь найти три позитивных последствия или выигрыша, которые можно извлечь из данной неприятности. Вашим помощником станет замечательное слово «зато», с его помощью будем искать хорошее, приятное, полезное:
· я опоздал на встречу, ЗАТО я могу познакомился с симпатичной девушкой;
· я полная, ЗАТО являюсь владелицей собственной фирмы;
· администрация не замечает моих успехов, ЗАТО меня ценят в коллективе.
Бороться стрессом не только можно, а необходимо. Надо только включать всю свою волю и решимость. Иначе вы будете не только плохо чувствовать себя психологически, но станете потенциальной мишенью для всех самых неприятных заболеваний.
Боритесь и стресс сдастся на милость победителю.
Учитесь управлять собой.
Во всем ищите добрые начала.
И, споря с трудною судьбой,
Умейте начинать сначала,
Споткнувшись, самому вставать,
В себе самом искать опору
При быстром продвиженье в гору
Друзей в пути не растерять…
Не злобствуйте, не исходите ядом,
Не радуйтесь чужой беде,
Ищите лишь добро везде,
Особенно упорно в тех, кто рядом.
Не умирайте, пока живы!
Поверьте, беды все уйдут:
Несчастья тоже устают,
И завтра будет день счастливый! /из «Заповеди психотерапевта»
|