Меню KDT
Для того чтобы сменить домен на .edu.kz прежде необходимо заполнить заявку на сайте otanbilim.kz/requestsedu
Уважаемые школы!!! мы набираем группы для бесплатного обучения по теме "Возможности вашего сайта". Заявки принимаются через службу технической поддержки (тикет)

 


Государственное коммунальное предприятие на праве хозяйственного ведения
"Средняя школа № 16 имени Толегена Айбергенова" акимата города Астана
г. Астана ул. Кенесары, 81 


  
                                                                                       

8 (7172) 50 16 65
mail@sh16.edu.kz

 

Школьный инспектор
капитан полиции
Калиакпарова Гульмира Тлеугабыловна

тел 8 7774590008
 

Психологическая подготовка к экзаменам (ЕНТ)

Как подготовиться психологически

Для того чтобы в кризисной ситуации не терять головы, необходимо не ставить перед собой сверхзадач для достижения сверхцели. Не стоит дожидаться, пока ситуация станет катастрофической.

Начинай готовиться заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие.

Если очень трудно собраться с силами и мыслями, постарайся запомнить сначала самое лёгкое, а потом переходи к изучению трудного материала.

Ежедневно выполняй упражнения, способствующие снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления. 

Что делать, если устали глаза 

В период подготовки к ПГК увеличивается нагрузка на глаза. Если устали глаза, значит, устал и организм, ему может не хватить сил для выполнения экзаменационного задания. Нужно сделать так, чтобы глаза отдохнули.

Выполни два любых упражнения

·         Посмотри попеременно вверх-вниз (25 секунд)

·         Влево-вправо (15 секунд)

·         Напиши глазами своё имя, отчество, фамилию

·         Попеременно фиксируй взгляд на удалённом предмете (20 секунд)

·         Потом на листе бумаги перед собой (20 секунд)

·         Нарисуй квадрат, треугольник – сначала по часовой стрелке, потом в противоположную сторону

 Питание

Питание должно быть 3-4 разовым, калорийным и богатым витаминами. Рацион должен быть привычным. Употребляйте в пищу грецкие орехи, молочные продукты, рыбу, мясо, овощи, фрукты, шоколад. Ещё один совет – перед ЕНТ  не следует наедаться.

Место занятий

 

Организуй правильно своё рабочее пространство. Поставь на стол предметы или картинку в жёлтой или фиолетовой тональности, поскольку эти цвета повышают интеллектуальную активность.

Заведите настенный календарь , где будете отмечать свои успехи в учебе и где будет наглядно видно сколько времени осталось до ЕНТ.

 

Как запомнить большое количество материала

Повторяй материал по вопросам. Вначале вспомни и обязательно запиши всё, что знаешь, и лишь затем проверь правильность дат, основных факто Читая учебник, выделяй главные мысли – это опорные пункты ответа. Научись составлять краткий план ответа отдельно на каждый вопрос на маленьких листочках. В последний день перед ПГК просмотри листочки с кратким конспектом.

 

Как развивать мышление

1.     Хочешь быть умным – научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и молчать, когда нечего больше сказать.

2.     Знания невозможно приобрести без мыслительных усилий, но и само мышление невозможно без знаний.

3.     Развивать мышление – это насыщать свой ум знаниями. Источники знаний могут быть самыми разнообразными – школа, книги, телевидение, люди. Они дают информацию о предметах и явлениях, о человеке.

4.     Мышление начинается с вопросов. Все открытия сделаны благодаря вопросам «Почему» и «Как». Учись ставить вопросы и искать ответы на них.

5.     Мышление активизируется тогда, когда готовые стандартные решения не дают возможности достичь желаемого результата. Поэтому для развития мышления важно формировать умение видеть предмет или явление с разных сторон, замечать новое в привычном.

6.     Способность замечать в предмете или явлении различные признаки, сравнивать между собой предметы или явления – необходимое свойство мышления.

7.     Чем большее число признаков, сторон объекта видит человек, тем более гибко и совершенно его мышление. Это умение можно тренировать в играх на сообразительность, в решении логических задач и головоломок.

8.     Мышление и речь неразрывны. Непременное условие развития мышления – свободное изложение прочитанного, участие в дискуссиях, активное использование письменной речи, пересказ другому того, что не до конца помнишь сам.

 

Условия поддержки работоспособности

1.     Чередовать умственный и физический труд

2.     В гимнастических упражнениях предпочтение следует отдавать кувырку, свече, стойке на голове, так как усиливается приток крови к клеткам мозга.

3.     Беречь глаза, делать перерыв каждые 20-30 минут (оторвать глаза от книги, посмотреть вдаль)

4.     Минимум телевизионных передач!

 

Некоторые закономерности запоминания

1.     Трудность запоминания растёт непропорционально объёму. Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение.

2.     При одинаковой работе количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания.

3.     Распределённое заучивание лучше концентрированного.

4.     Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу.

5.     Эффективнее больше времени тратить на повторение по памяти, чем на простое многократное чтение.

6.     Если работаешь с двумя материалами – большим и поменьше, разумно начинать с большого.

7.     Во сне человек не запоминает, но и не забывает.

 

 

 

Как справиться со стрессом

 

В литературе много пишут о причинах возникновения стрессов. Это чувство вины, утрата ценностей, ненависть к учёбе и т.д.

Многие ненавидят школу, которая становится серьёзным стрессогенным фактором. Что делать

Выход следующий – меняйте стиль жизни, меняйтесь сами.

Хочется привести слова Уолтера Рассела »Если делать то, что вы ненавидите, из-за ненависти в организме начинают вырабатываться разрушительные токсины, и в результате этого вы начинаете страдать от хронического переутомления или заболеваете. Вам нужно любить всё, что вы делаете. Или, иначе, делайте то, что можете делать с любовью. Так гласит древняя восточная мудрость. Делайте всё с радостью, делайте всё самым лучшим из известных вам способов. Любовь к учёбе, урокам, которые вам придётся выполнять, пополнит запас физических и душевных сил, спасёт от утомления, от болезни, известной под названием «скука».

Обратите внимание на состояние своего физического и психического здоровья. Физиологические признаки стресса

·         Бессонница

·         Головные боли

·         Сердцебиение

·         Боли в спине

·         Боли в желудке

·         Боли в сердце

·         Несварение желудка

·         Спазмы

Психологическими признаками стресса являются

·         Рассеянность

·         расстройство памяти

·         Тревожность

·         Плаксивость

·         Излишнее беспокойство

·         Беспричинные страхи

·         Раздражительность

 

     Это приводит к потере уверенности в себе, возникновению различных заболеваний, психическим расстройствам и к лекарственной зависимости.

 

Несколько упражнений для снятия эмоционального напряжения

 

1.     Сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимайте с усилием кулак. Затем, ослабляя сжатие кулака, сделайте вдох. Повторите 5 раз. Теперь попробуйте выполнить это упражнение с закрытыми глазами, что удваивает эффект.

2.     Возьмите по два грецких ореха и совершайте ими круговые движения в каждой ладони.

3.     Слегка помассируйте кончик мизинца.

4.     Поместите орех на ладонь ближе к мизинцу, прижмите его ладонью другой руки и делайте орехом круговые движения в течение 3 минут.

 

Что делать, чтобы нейтрализовать стресс

 

Во-первых, при стрессах быстро расходуется запас витаминов в организме, особенно группы «В». Многие врачи советуют принимать ежедневно витамины, но помноте о передозировке. Всё должно быть в меру.

Во-вторых, очень полезны физические упражнения. Ходите в спортивный зал, делайте зарядку, танцуйте, пойте, гуляйте по городу, посещайте бассейн, баню.

     В-третьих, необходима психическая и физическая релаксация. Попробуйте следующие способы

·         Слушайте расслабляющую музыку

·         Смотрите на ночное небо

·         Смотрите на облака

·         Мечтайте

В-четвёртых, для гармоничной жизни необходима поддержка семьи, друзей. Ходите на психологические тренинги, не уклоняйтесь от семейных торжеств, знакомьтесь с новыми интересными людьми. Уделяйте внимание родителям, бабушкам и дедушкам, сестре и брату, ведь они особенно нуждаются в вашей любви, заботе, ласке.

 

 

Как разрядить негативные эмоции

 

Можно разрядить свои эмоции, высказавшись в кругу друзей, которые поймут и посочувствуют.

Если ты один, то можешь выразить свой гнев, поколотив подушку или выжимая полотенце, даже если оно сухое. Большая часть энергии гнева копится в мышцах плеч, в верхней части рук и в пальцах. Производи любые спонтанные звуки – напряжение может быть «заперто» в горле.

Самую полноценную разрядку дают занятия каким-либо видом спорта. Поэтому настоящие спортсмены обладают не только физическим, но и душевным здоровьем.

Благотворно действует на человека природа. Прогулка по лесу, созерцание движения реки или спокойной глади озера, лесные звуки и запахи способны вернуть душевное равновесие и работоспособность даже в самых трудных ситуациях.

Дыхание уступами. Три-четыре коротких выдоха подряд, потом столько же коротких вдохов. Благодаря этому разбивается поток импульсов, идущих в мозг при глубоком вдохе, что очень важно при стрессе.

Природа дала нашему мозгу отличное средство защиты от психических перегрузок – смех и плач. Смех оказывается своеобразной защитой нервной системы. Его можно рассматривать как серию коротких выдохов. Эти выдохи дробят опасный поток импульсов. В этом упражнении соединяются целебные свойства плача и смеха.

 Поведение «до» и «в момент» ЕНТ

 

1.     За день до начала экзамена ( ЕНТ, ПГК) постарайся ничего не делать. Если ты что-то не доучил, лучше не пытайся. «Перед смертью не надышишься». Отдыхай, развлекайся и постарайся забыть о предстоящем экзамене.

2.     Перед экзаменом обязательно хорошо выспись.

3.     И вот ты перед дверью аудитории. Успокойся! Скажи несколько раз «Я спокоен! Я совершенно спокоен». Иди в первых рядах. Чем больше ты бдешь в нерешительности, тем больше будет нагнетаться напряжение, чувство неуверенности и страха.

4.     Приведи в порядок свои эмоции, соберись с мыслями.

5.     Смело входи в аудиторию с уверенностью, что всё получится.

6.     Сядь удобно, выпрями спину. Подумай о том, что ты выше всех, умнее всех, хитрее всех и у тебя всё получится. Сосредоточься на словах «Я спокоен, я совершенно спокоен». Повтори их не спеша несколько раз. Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение. В завершение сожми кисти в кулаки.

7.     Выполни дыхательные упражнения для снятия напряжения

o    Сядь удобно

o    Глубокий вдох через нос (4-6 секунд)

o    Задержка дыхания (2-3 секунды)

8.     Слушай внимательно инструктаж, чтобы не отвлекаться в дальнейшем и не                    задавать лишних вопросов об оформлении тестирования. Тебе всё объяснят

·         Как заполнить бланк

·         Какими буквами писать

·         Как кодировать номер школы

·         Как закрашивать

·         Как найти нужное поле

·         Что забрать с собой

 

9.     Постарайся сосредоточиться и забыть об окружающих. Для тебя существуют только часы, регламентирующие время выполнения теста и бланк с заданием. Торопись не спеша. Читай задания до конца. Спешка не должна приводить к тому, что ты поймёшь задание по первым словам, а концовку придумаешь сам.

10.   Просмотри вопросы и начни с тех, в ответах на которые ты не сомневаешься. Тогда ты успокоишься и войдёшь в рабочий ритм. В любом тесте есть вопросы, ответы на которые ты прекрасно знаешь, только соберись с мыслями.

11.   Когда приступаешь к новому заданию, забудь всё, что было в предыдущем, - как правило, задания в тестах не связаны друг с другом.

12.   Действуй методом исключения! Последовательно исключай те ответы, которые явно не подходят.

13.   Если ты сомневаешься в правильности ответа, тебе сложно сделать выбор… Доверься своей интуиции!

14.   Оставь время для проверки своей работы хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.

15.   Стремись выполнить все задания

 

РЕКОМЕНДАЦИИ  ПСИХОЛОГА ПЕДАГОГАМ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЕНТ.

ЕНТ основан на тестовых заданиях. Такая форма экзамена требует хороших знаний по предметам, предварительной психологической подготовки всех участников образовательного процесса (учителей, родителей, учащихся).

1.                Активно вводите тестовые технологии в систему обучения, но не превращайте систему обучения в однообразные тестовые задания. Во время тестовых тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля.

2.                В процессе подготовки к ЕНТ использовать тематические тесты по предметам.

3.                  Ответы по тестам старайтесь анализировать вместе с учащимися, обращаясь к литературным источникам.

4.                  Используйте зачетную и экзаменационную форму проверки знаний. Психотехнические навыки сдачи экзаменов не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, но и позволяют более успешно вести себя во время экзамена и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.

5.                  Ознакомьте учащихся с методикой подготовки и ЕНТ.

6.                 Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте школьников анализировать, ориентироваться во времени и уметь его распределить.

7.                  Чаще подбадривайте учащихся, настраивайте на успех.

8.                  Отказаться от правила - подчеркивать способности одних, неуспехи других.

9.                 Отказаться от прямого противопоставления детей друг другу.

10.             «Не ругать» при всем классе.

11.     Замечать даже маленькие успехи «слабых», но не подчеркивать это резко как нечто неожиданное.

11.     Называть  всех детей по имени и добиваться этого в общении детей друг с другом.

12.      Умейте увидеть за внешними поступками и действиями учеников мотивы их поведения.

13.      Помните     о том, что все дети испытывают потребность в одобрении их дел и поступков.

14.      Воспитывать     через радость, доверие и уважение.

15.   Относитесь к ребенку любого возраста как к субъекту совместной деятельности.

 16.    Принимать         право ребенка на ошибку.

 17.  Осуществлять индивидуальный подход на основе понимания особенностей детей, его уровня развития, притязаний, представлений и т.п.

 18.    Создавайте           на уроке атмосферу успеха, эмоционального благополучия, ценности культуры, знания и здоровья.

 

 

Фотогалерея

Полезные ссылки

г. АСТАНА 2023 год, Средняя школа №16 им.Т. Айбергенова
ул. Кенесары, 81 тел. 8 (7172) 50 16 65
astanash16@mail.ru


Разработчик ТОО "BenchMark Consulting". © Все права защищены. 2015 - 2016 год